Направление Чжун Юань относится к высшим уровням цигун и является целостной системой знаний и методик, которые позволяют нормализовать психофизическое состояние, развить творческие способности и осуществить прорыв в сферу особых возможностей. В это направление входят элементы практически всех школ цигун, но при этом, оно свободно от какой бы то ни было религиозной окраски и не преследует никакие идеологические цели. Поэтому заниматься Чжун Юань цигун может человек любого вероисповедания, и это не будет идти в разрез с его убеждениями. Полный курс обучения в школеЧжун Юань цигун состоит из 5 этапов или ступеней. В зависимости от уровня обучающегося, на каждом этапе он проходит комплексное обучение в соответствии с целями этого этапа. Первые две ступени позволяют овладеть методиками саморегуляции и оздоровления организма, нормализации физического и эмоционального состояния, активизации процессов мышления, творческих способностей. Практикующий получает возможность научиться обмениваться энергией с окружающей средой и использовать скрытые резервные возможности организма. Задача обучения 3-й ступени Чжун Юань цигун - осуществить 'прорыв' в сферу особых способностей, открыть видение 'третьим глазом', научиться работать с такими феноменами, как дальновидение, телепатия и проч. Занятия по 4-й ступени позволяют научиться понимать души всего живого на Земле - от растений до животных. Занятия по 5-й ступени проходят индивидуально, и общение с учителем часто осуществляется телепатически. Ученик приобретает опыт общения с иными мирами и иными цивилизациями, обучается работе в иных измерениях. Система Чжун Юань цигун адаптирована к нашему повседневному быту. Обучение цигун по этой системе не требует каких бы то ни было изменений в режиме питания, ритме жизни или работы. Направлена она, прежде всего, на оздоровление человека и нормализацию его психофизического состояния. На начальных этапах обучения используются методы 'мягкого', 'тихого' цигун. Подобные упражнения доступны для людей любого возраста от детей до глубоких стариков. Цигун этой системы могут заниматься люди, не обладающие крепким физическим здоровьем. Однако, самый важный фактор при этом - мастер, инструктор. Без непосредственного обучения у мастера при занятиях по любым, даже самым лучшим, руководствам ошибки почти неизбежны, а последствия их для здоровья и психики могут оказаться непредсказуемыми. Поэтому здесь более, чем при обучении любому другому искусству необходима школа. Ведь понятие 'школа' подразумевает наличие комплексной системы, по которой новичка можно шаг за шагом провести от азов, отдельных элементов, до философского осмысливания всей системы в целом. И только в этом случае становится возможным обрести способность самостоятельно строить из этих элементов различные блоки, модули, вплоть до построения целостной картины мира. Направление Чжун Юань цигун в полной мере соответствует этим требованиям. Люди, занимающиеся по этой системе, не подвержены стрессам, легко и плодотворно выполняют свою работу и в состоянии принимать на себя дополнительную нагрузку, что немаловажно в нашей нынешней жизни. В семьях, где занимаются цигун, устанавливается мир и гармония, люди становятся доброжелательными и внимательными друг к другу, приобретают внутреннее равновесие, оптимизм, а главное здоровье. Теперь познакомимся с тем, какой смысл вкладывается в название направления Чжун Юань Цигун. Чжун Юань - Среднекитайская равнина - географическое название той местности, откуда и произрос этот вид цигун. Много лет назад так называлась очень большая провинция в центре Китая, которая к настоящему времени распалась на три. Там находился монастырь Шаолинь. Кроме того, существует несколько значений понятий «Чжун» и «Юань». Чжун в переводе - это центр, середина. По отношению к цигун это название означает «срединный путь», «придерживаться середины». По отношению к нашей современной жизни понятие «Чжун» также представляет собой вид философии «золотой середины». Это значит, что наше эмоциональное состояние не должно иметь перекосов и претерпевать резкие всплески гнева, радости, восторга или обиды... Всего должно быть в меру: не слишком много, но и не слишком мало. Эмоциональное равновесие должно сопровождаться равновесием физического тела. Когда мы ходим, наше тело не должно раскачиваться из стороны в сторону, наш ум и взгляд не должны блуждать по сторонам, дабы не рассеивать вовне свою энергию. Мы должны обратить свой взор вовнутрь себя и отрешиться от окружающей обстановки. Понятие Юань присуще всем школам цигун, но техника работы в них и методики разные. Различают Юань цзин, Юань ци и Юань шень. В переводной литературе Юань трактуется как изначальный, цзин - воспроизводящая сила, семя, ци - жизненность, пневма, шень - дух. Фактически, в первом приближении, это различные виды и структуры энергии ци. Цзин - это наиболее плотная структура, которая является основой для нормального функционирования нашего физического тела. Можно сказать, что это некая энергетическая субстанция, аспект жизненной энергии, овеществляемый в организме в виде семени (спермы у мужчин и яйцеклеток у женщин). У обычного нормального взрослого человека цзин пребывает в сгущенном состоянии и превращается в семя. У практикующего определенную технику цигун, так называемую «внутреннюю алхимию» (даосская школа уделяет ей особое внимание), цзин не сгущается и не огрубляется, а сублимирует, преобразуется и в дальнейшем соединяется с Юань ци. Здесь ци имеет иной смысл, нежели мы рассматривали в самом начале. Это только один из видов общего понятия энергии ци (дело в том, что в китайском языке оба эти понятия имеют одинаковое произношение, но обозначаются различными иероглифами). Так вот, Юань ци - это тот вид энергии ци, который изначально и постоянно присутствует в нашем теле и во всем Космосе. Мы можем контролировать этот вид ци нашим сознанием, управлять им с помощью нашей мысли. Преобразованная Юань цзин является чем-то вроде пищи для Юань ци. А Юань ци, в свою очередь, это пища для души и может быть преобразована в Юань шень. В результате такого рода практики формируется «бессмертный зародыш». Различают три уровня Юань шень. На первом уровне Юань Шень можно сравнить с душой обычного человека, не занимающегося никакой специальной практикой. Такой человек рождается, живет и умирает естественной смертью. И душа его после смерти следует природному пути и контролируется природой. В рамках традиции христианской культуры это означает, что отлетевшая душа попадает в Рай или в Ад. А в соответствии с мировоззрением Востока такая душа в дальнейшем воплощается в человеке или в животном. Иных возможностей у нее нет, потому что в ней преобладает Инь. То же самое ей предстоит после следующей смерти - и снова, и снова, и так бесчисленное количество раз. Для того, чтобы вырваться из этого круга бесконечных воплощений, чтобы «выпрыгнуть» в другое пространство, душе нужен мощный импульс, подобно ракете для преодоления земного притяжения. Такой импульс дает практика цигун. Вообще для живущих на Земле людей существует два пути. Один из них обычный: рождение, взросление, воспроизведение потомства, старение, смерть. А второй - это тоже воспроизведение, в результате которого появляется не обычный ребенок, а так называемый «бессмертный зародыш». При работе с внутренней энергией по специальным методикам в организме практикующего происходят изменения на молекулярном уровне. Половые клетки преобразуются, сублимируют, трансформируются в определенную структуру ци, соединяются с иными структурами ци, в результате чего и образуется качественно иная субстанция, получившая название «бессмертный зародыш». Со временем он крепнет и получает возможность выходить из тела по каналу Чжун-май. На втором уровне Юань Шень в ней очень мало Инь. Такая душа приобретает определенные возможности и может управляться сознанием человека. Например, она получает новое качество - множественность. Это значит, что мы можем произвести с ней такие изменения, при которых она может оказаться везде. Второй уровень Шень позволяет делиться на много одинаковых душ, которые могут одновременно находиться в разных точках пространства. И не просто находиться, а совершать определенные действия, выполнять определенную работу, например, обучать учеников, получать необходимую информацию и многое-многое другое. Но энергия такой души еще низкая. На третьем уровне Юань Шень после дальнейшей практики и преобразования Шень представляет собой исключительно Ян с высоким уровнем энергии. Для такой души характерно интенсивное золотое свечение, хотя она может испускать свет любого цвета. Этот вид души способен перемещаться в любую точку Космоса и понимать язык любой внеземной Цивилизации. Для такого вида души нет смерти в привычном для нас смысле, она контролируется собственным сознанием и его энергией. Поэтому цель высших ступеней Цигун - практика третьего уровня Юань шень. Итак, мы рассмотрели три Юань, которые должны практиковать: Юань цзин, Юань ци и Юань шень. Это внутренние Юань, они находятся внутри нас и составляют с нами единое целое. Но существуют еще и внешние Юань. Их также три: Юань Человека, Юань Земли, Юань Неба. Практика Юань Человека позволяет, прежде всего, приобрести хорошее здоровье и особые способности, возможность контролировать множество вещей и событий в природе и жизни, лечить своей энергией тяжелые недуги других людей. Кроме того, практика Юань Человека позволяет намного удлинить жизнь. Практикующий может сколь угодно долго удерживать на Земле свое физическое тело, и оно будет жить, не подвергаясь порче и разложению. Для этого человек обычно удаляется в горы, уединяется, укрывается от животных. Он может отправить свою душу в длительное путешествие по Земле или Вселенной для выполнения определенной работы, затем вернуть ее в свое тело и снова отправить по необходимости или по желанию. В этом случае тело не портится сотни лет, и человек сотни лет не умирает. Практика Юань Земли означает возможность работы с земными планами для блага Земли, для развития ее Цивилизации во взаимосвязи с окружающим миром и по законам космоса. Практика Юань Неба означает умение и возможность необходимым образом соотносить себя со всем Космосом и в этом состоянии свободно перемещаться в любое пространство и время, выполнять определенную работу, определенное действо, понимая при этом свои задачи для Земли и Вселенной в процессе ее развития. И когда практикующий соединяет воедино все три внутренних и три внешних Юань, он становится целостным существом, понимающим суть всех вещей, осознающим свое собственное Я, смысл своего прихода в этот мир, цель своего существования, взаимосвязь со всей Вселенной и свое место в ней. Исходя из вышеизложенного, становится понятной основная, высшая цель Чжун Юань цигун - пройти путь от обычного человека к человеку целостному, космическому, который понимает и людей, и законы развития Вселенной, живет в соответствии с этими законами, сознательно выполняет свою задачу и не привязан к своему физическому телу. В традиционной практике большинства школ при выполнении упражнений значительное внимание уделяется пространственной ориентации. Здесь этого не требуется. Система Чжун Юань цигун относится к высшему уровню цигун и поднимается над привычными для нас представлениями о направлении, пространстве и времени. Для истинного мастера цигун не существует ни пространства, ни времени.